0-9 / A / B / C / D / E / F / G / H / I / J / K / L / M / N / O / P / Q / R / S / T / U / V / W / X / Y / Z
А / Б / В / Г / Д / Е / Ж / З / И / Й / К / Л / М / Н / О / П / Р / С / Т / У / Ф / Х / Ц / Ч / Ш / Щ / Ъ / Ы / Ь / Э / Ю / Я
Биография
Дискография
Интервью
Фотографии
Биография

Сплин

Страна: Россия
Стиль: Рок
    Опровергнув своим примером расхожий тезис отечественных масс-медиа о том, что эпоха звёзд в российском рок-н-ролле закончилась с падением Железного Занавеса, подъёмом всех идеологических шлагбаумов и отменой разнообразных табу в области культуры, и даже вопреки устойчивому скепсису музыкальной прессы, к концу 90-х питерская группа СПЛИН добилась уровня популярности, поставившего её на одну ступень с героями предыдущих десятилетий, а песни её одарённого лидера Александра Васильева стали своего рода лейтмотивом этой странной эпохи.

Александр Васильев родился 15 июля 1969 в Ленинграде, хотя часть детства провёл в Западной Африке, а затем в Литве, где в разное время работали его родители. Свою первую группу Саша, как и положено, собрал в седьмом классе, примерно тогда же начал сочинять песни. По окончании школы он без особого успеха пытался вступить в Ленинградский Рок-клуб с группой МИТРА (её лидером был гитарист Сергей Иванов, а скрипачкой - Саша Воротынцева, позже Васильева), сменил несколько институтов, отслужил два года в армии и к началу 90-х тихо совмещал поиски жанра и себя с работой монтировщиком сцены либо кочегаром.

Между тем, его бывший коллега по МИТРЕ, бас-гитарист Александр Морозов (р.20.02.70 в Ленинграде), всё это время играл в своеобразной питерской группе JEFF, исполнявшей песни своего лидера Виктора Гудаева. В июле 1993 Морозов покинул JEFF и воссоединился с Васильевым, который решил собрать собственную группу. Немного позже к ним присоединился ещё один участник JEFF, Николай Ростовский (р.27.01.69 в Ленинграде), клавишные, саксофон.

Они взяли название СПЛИН (по преданию его идею Васильеву подсказала строка из стихотворения Саши Черного "Под сурдинку": "Как молью изъеден я сплином, посыпьте меня нафталином") и начали репетировать, а весной 1994 в полулегальных условиях на студии театра "Буфф" (где в то время Васильев и Морозов служили рабочими сцены) записали свой дебютный альбом "Пыльная быль" (поначалу известный ещё и как "Репетиция на сердце"). В работе участвовали экс-гитарист JEFF Андрей Сударушкин, упомянутый выше Сергей Иванов и рок-звезда 70-х, клавишник легендарных ЗЕМЛЯН Евгений Мясников. Альбом был закончен 27 мая 1994 - с тех пор эта дата официально считается днём рождения СПЛИНА.

Хотя СПЛИН пока ещё не имел полноценного состава, в котором бы мог выйти на сцену, материал группы быстро подхватили питерские FM-радиостанции "Катюша" и "Радио 1 Петроград", усилиями которых карьера группы прямо на старте получила хороший импульс, двинувшись в верном направлении.

В конце весны 1994 к изначальной троице присоединились гитарист Станислав "Стас" Березовский (р.13.01.66 в Баку, но жил на космодроме Капустин Яр в Волгоградской области) и экс-барабанщик ОПАСНЫХ СОСЕДЕЙ и Игорь Артеменко (р.03.07.72 в Ленинграде), хотя последний задержался в СПЛИНЕ ненадолго - на следующий год его сменил Николай Лысов (р.26.12.71 в Кирове), который дебютировал в популярной вятской группе ПОПС-БЮРО, а в 1992 перебрался в Питер, где вместе с Ростовским играл в финальной версии JEFF. Дебют группы состоялся в начале осени на сцене клуба "Засада".

К середине 1995 популярность группы приобрела более ощутимый характер; в ноябре того же года они выступали на фестивале "Остров Сокровищ" в клубе "Классик" уже как почётные гости, а в эфире радиостанций появились их первые крупные хиты "Любовь идёт по проводам" и "Рыба без трусов", хотя, справедливости ради, следует заметить, что серьёзная музыкальная критика СПЛИН до поры игнорировала, а кое-кто обвинял их в подражании АКВАРИУМУ, ПИКНИКУ, NAUTILUS POMPILIUS и Бог весть, кому ещё. Тем не менее, СПЛИН, очевидно, прекрасно понимал, что и зачем делает.

В мае 1996 свет увидел их второй альбом "Коллекционер оружия". Он был записан на студии SNC (хотя до этого имел хождение демо-альбом с теми же песнями, выпущенный в Питере крохотным тиражом) и положил начало долгому сотрудничеству СПЛИНА с тогдашним директором этой студии (ныне бывшим) Сергеем Шкодиным. В июне 1996 лидер АЛИСЫ Костя Кинчев представлял СПЛИН двадцатипятитысячной аудитории Питерского Рок-фестиваля Театра DDT - а всего год спустя, на втором аналогичном фестивале, они уже фигурировали как звёзды, сами поддерживая новичков.

К следующей весне СПЛИН сумел заинтриговать неизменно ревниво следившую за питерской рок-сценой Москву, а также резким рывком перешёл от клубных выступлений к большим сольным концертам - одной из первых попыток в этом направлении стала презентация в ДК им. Ленсовета третьего альбома группы "Фонарь под глазом", вновь записанного на SNC при участии музыкантов МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА и БРИГАДЫ С, а также американо-российского джазового саксофониста Анатолия Герасимова (более известного по работе с Алексеем Хвостенко). "Фонарь" включал очередной (причём, гораздо более массовый) хит "Англо-русский словарь", а на концерте СПЛИН разогревала англоязычная питерская арт-рок группа ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, флейтист которой, Ян Николенко (р.25.02.73 в Ленинграде), вскоре стал постоянным участником СПЛИНА.

На Валентинов День (14 февраля) 1998 СПЛИН совершил почти невозможное, собрав своим соло-концертом на спортивной арене Лужников в Москве десять тысяч слушателей, внимавших Васильеву как новому пророку. Месяцем позже СПЛИН акустическим составом выступил на очередном фестивале питерского музыкального ежемесячника "Fuzz", который отметил прорыв группы, поместив фото Александра Васильева на свою очередную обложку и признав её Группой Года.

Почти традиционно, весной 1998, появилась новая студийная работа СПЛИНА, "Гранатовый альбом", включавший помимо навязчиво-эфирного шлягера "Orbit без сахара" серию неординарных и мелодически разнообразных песен ("Выхода нет", "Свет горел всю ночь", "Бог устал нас любить" и т.п.), и выпущенный по новому контракту с ОРТ-Видео. В августе того же года СПЛИН прикоснулся к живой истории всемирного рок-н-ролла, открывая первый и единственный в ХХ веке московский концерт THE ROLLING STONES.

В сентябре 1998 СПЛИН неожиданно сменил барабанщика: место Коли Лысова (которые позже играл в WINE, БЕГЕМОТЕ, ПРЕПИНАКАХ и ПИЛОТЕ) занял хорошо известный Сергей Наветный (р.29.10.65 в Бобруйске), ранее игравший в НАТЕ!, КОШКИНОМ ДОМЕ, СТИЛЕ, КОЛЫБЕЛИ, НАСТЕ и т.д. Тогда же в состав группы был официально включён и Ян Николенко, который к этому времени, фактически, распустил ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. (В декабре 1999 Ян временно реорганизовал его, дав несколько концертов с русскоязычной программой, однако, вскоре вновь положил идею группы на полку.)

В начале 1999 группу покинул Коля Ростовский - расставание было мирным, поскольку его причиной стали семейные, а не творческие проблемы - и свой следующий альбом "Альтависта" СПЛИН записывал впятером. Как и в случае с предыдущими работами группы, работа над ним проходила в Москве, на студии SBI при участии ряда московских музыкантов (в т.ч. участников КВАРТАЛА). Между тем, в том же апреле СПЛИН стал одним из главных героев очередного фестиваля журнала "Fuzz", получив за "Гранатовый" приз как за Лучший Альбом.

"Альтависта" вышла в сентябре 1999 и включала быстро ставшие популярными номера "Пил-курил", "Добрых дел мастер", "Молоко и мёд", "Абсент" и т.д. Питерская премьера альбома состоялась в концертом зале "Октябрьский" в ноябре и стала знаком того, что группа медленно, но верно избавляется от имиджа факиров на час, прельщающих юную публику броскими, но преходящими поп-хитами, создавая цельные и действительно серьёзные альбомы.

Весной 2000 "Fuzz" в очередной раз отметил СПЛИН своей премией, вручив им приз за Лучшую Песню Года, каковой была признана "Молоко и мёд", а 7 мая группа выступила на питерском стадионе "Автомобилист" в программе фестиваля "Выбор России", приуроченного к инаугурации президента Путина. На протяжение этого года свет увидели две части концертного альбома "Альтависта Live", изданные компанией Квадро-Диск, а также выпущенный Real Records в серии "Главные Песни" сборник радио-хитов "Зн@менатель".

В ноябре 2000, незадолго до начала записи его нового альбома, в СПЛИНЕ произошла очередная перегруппировка: на этот раз, его покинул Морозов, который решил заняться менеджментом. Его место занял новый бас-гитарист Николай Воронов (экс-ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ и MAD LORI). На протяжение декабря группа работала в Москве над альбомом "25й кадр", на этот раз, изданным российским отделением компании "Sony": его презентация прошла 10 апреля 2001 в питерском клубе "Планета Интернет". Там же журналистам был впервые продемонстрирован клип на песню "Остаёмся зимовать" (реж. Виктор Вилкс).

Следует отметить, что в истории успеха СПЛИНА видео сыграло немаловажную роль: их клипы не только помогли расширить аудиторию группы, привлекая к ней новых почитателей, но и, во многом, утвердили современный визуальный стандарт телевизионной подачи русского рока.

Не оставлявший намерения реализовать свой авторский потенциал Николенко в самом конце 2000 начал собирать новую группу, позже получившую название СЕТИ: её дебютный альбом вышел в 2001, а сценическая премьера состоялась ещё позже. Несколько раз СЕТИ разогревали на концертах СПЛИН, а Наветный играл у них на барабанах.

Всё это время СПЛИН практически непрерывно гастролировал по стране и за её пределами, поддерживая концертами интерес публики к своему творчеству, но несмотря не плотный гастрольный график, музыканты группы по мере сил и возможностей пытались самореализоваться и вне группы: Николенко занимался СЕТЯМИ; Наветный, в то время серьёзно увлечённый современной электронной музыкой, опубликовал под именем НАВА альбом "Несколько разных картинок", записывался с МУЛЬТFИЛЬМАМИ и продюсировал ОГНЕННУЮ МУХУ; Березовский сотрудничал на студии с певицей и виолончелисткой Леной Тэ (экс-С.Т.Д.К.); покинувший СПЛИН Ростовский тоже фигурировал на альбоме Лены Тэ, а также участвовал в реформации группы ПТИЧКИН ЛЕС.

(Следует сказать, что в определённом смысле СПЛИН вырос из студенческой компании, многие из участников которой занялись музыкой, поэтому тесные творческие контакты связывали его с такими разными по стилю группами как JEFF, СТАНОК, ПТИЧКИН ЛЕС, Лена Тэ и т.д.)

Незадолго до презентации "25го кадра" (в марте) в СПЛИН вернулся Николай Ростовский, а месяцем позже в группу был приглашён второй гитарист, Вадим Сергеев (р.25.07.69 в Ленинграде), на протяжение 90-х игравший хард-рок, металл и поп-рок в ГЛАВНОМ КАЛИБРЕ, HUMPTY DUMPTY, АТЫ-БАТЫ и BACK UP.

В апреле группа отправилась в затяжное турне, получившее название Fellini Tour - по центральной песне альбома "25й кадр" - в котором СПЛИН выступал на пару с австрало-российской поп-группой БИ-2 (с которой её объединяет общий менеджмент), причём, в качестве роуд-менеджера в поездку со СПЛИНОМ отправился Саша Морозов. Всё лето СПЛИН колесил по стране, отметился на нескольких крупных фестивалях, включая "Максидром" (май) и "Нашествие" (август), а также представил в эфире клип на свой новый хит "Моё сердце".

В конце того же августа, после концерта в Пскове, группу покинул Николай Воронов; бас-гитара перешла по наследству Вадиму Сергееву. Затяжное турне подошло к концу в октябре 2001. Тогда же вышел концертный альбом "Fellini Tour 2001", записанный 6 апреля в московском ДК им. Горбунова.

Следующей была экранизирована песня "Остаемся зимовать". Номер Васильева "Моё сердце" собрал больше всего премий "Поборол" по итогам 2001. "Линия жизни" вошла в звуковую дорожку к фильму "Брат-2". Весь 2002 был заполнен гастролями. Кроме того, свет увидели сингл "Гандбол" и клип на заглавную песню следующего альбома "Новые люди" (реж. Михаил Сегал).

14 февраля 2003, День Всех Влюблённых, стал датой выпуска альбома "Новые люди". СПЛИН отметил это событие большим концертом в ДК им. Горбунова, а уже на следующий день отбыл в очередное масштабное турне. Их концерты в Ростове - как в далёкие перестроечные годы - были омрачены конфликтами с местными органами охраны правопорядка, исключительно жёстко обращавшимися со зрителями. В апреле вышел альбом "Черновики", месяц спустя макси-сингл "Романс", а в начале осени ещё один альбом "Реверсивная хроника событий", возможно, наиболее экспериментальный и неоднозначный во всей дискографии группы.

Несмотря на такой всплеск активности, атмосфера внутри группы в это время была далеко не безоблачной: на неофициальных сайтах поклонников СПЛИНА в Интернете вовсю дискутировалась перспектива распада группы. Всё кончилось тем, что в начале ноября 2004 СПЛИН покинул Сергей Наветный. За шесть лет в составе группы Наветный стал не только важным элементом её звучания, но и играл существенную роль во всех её студийных работах.

На ряде концертов в Питере и Москве в конце 2004 и начале 2005 со СПЛИНОМ как приглашённые музыканты играли Дмитрий Максимачёв (экс-ТАНКИ, BILLY'S BAND), перкуссия, и Лена "Тэ" Тузова, виолончель. Лишь к февралю нашёлся новый барабанщик: Алексей Мещеряков (р.2.02.79 в Ленинграле) дебютировал в школьной группе АНДРОИД, а позднее отметился в КАТЮШЕ, МОРЕ И КОРАБЛЯХ и БАОБАБАХ. Свой первый концерт со СПЛИНОМ он отыграл в БКЗ "Октябрьский". Наветный, между тем, после недолгой передышки вернулся на сцену, возродив собственный проект НАВА, а также ассистировал Николенко в новой версии ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА.

Весной группа участвовала в туре "MTC-Expo", летом появилась на фестивале "Крылья", а осенью представила на суд слушателей новый материал, в т.ч. и неожиданную для Васильева и СПЛИНА песню на стихотворение Вл. Маяковского "Вместо письма".

Начало следующего года было ознаменовано первой большой поездкой по США; весной СПЛИН в очередной раз выступил на церемонии вручения музыкальных премий журнала "Fuzz", где был отмечен "за мелодизм". Вскоре после этого группу покинул ещё один её ветеран, гитарист Стас Березовский. Следом за ним ушёл и Ян Николенко. В течение какого-то времени в рядах СПЛИНА царил хаос: на гитаре играли Владимир Коляда (ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, СЕТИ, S.P.O.R.T. и т.п.) и Иннокентий "Кеша" Агафонов (КОРОЛЕВЫ, ранее АНДРОИД). Последний даже был приглашён в штат, но отыграв всего несколько концертов, решил, что собственное творчество для него важнее, и тоже ушёл.

Несмотря на все эти катаклизмы, группа продолжала много выступать, была гостем ряда больших летних фестивалей и записывала на домашней студии под Питером демо-версии своих новых песен.
Поиск

RusWebArt - изготовление сайтов © 2006-2018