0-9 / A / B / C / D / E / F / G / H / I / J / K / L / M / N / O / P / Q / R / S / T / U / V / W / X / Y / Z
А / Б / В / Г / Д / Е / Ж / З / И / Й / К / Л / М / Н / О / П / Р / С / Т / У / Ф / Х / Ц / Ч / Ш / Щ / Ъ / Ы / Ь / Э / Ю / Я
Биография
Дискография
Интервью
Фотографии
Биография

Земляне - 2

Страна: Россия
Стиль: Рок
    Хотя эти ЗЕМЛЯНЕ стали, пожалуй, первым в нашей стране профессиональным коллективом, вполне легально добавившим к своему названию звучный эпитет "рок-группа" и в этом качестве успешно представлявшими рок на страницах молодёжной прессы первой половины 80-х и в сознании широких слоёв пока ещё советской молодёжи, их фактическая принадлежность к рок-сцене всегда была проблематичной. Вышедшие из самодеятельности и состоявшие из сильных музыкантов, ЗЕМЛЯНЕ, тем не менее, были построены по образу и подобию ВИА и жили по законам эстрадного жанра. В то же время они сумели удачно сыграть на интересе молодёжи к современной музыке, эксплуатируя на сцене антураж харда 70-х (пиротехника, светотехнические эффекты, форсированное звучание, "героический" имидж музыкантов и т.п.), а в аранжировках - весь набор приёмов и клише, присущих тому же харду и, отчасти, арт-року, что создавало у слушателей эффект присутствия на рок-шоу.

Руководитель ЗЕМЛЯН, Владимир Киселёв, приехал в Ленинград с Западной Украины на рубеже 70-х и начинал как барабанщик на подмене в ресторанных ансамблях, хотя всегда стремился уйти в профессионалы; его попытки найти общий язык с ведущими группами самодеятельной рок-сцены (МИФАМИ, МАНИЕЙ, ПОСТОМ и т.п.) успеха не имели, и весной 1975 Киселев собрал собственную группу АПРЕЛЬ, игравшую в пригородных клубах каверы англо-американского хард-рока.

АПРЕЛЬ пользовался шумным и заслуженным успехом, однако, после множества изменений состава, распался весной 1978, а Киселёв нашёл единомышленника в лице Андрея Большева, бывшего администратора популярной в Питере группы ЗЕМЛЯНЕ, которая долго базировалась в ДК им. Дзержинского, а в тот момент временно прекратила существование. Объединив усилия, они решили создать новую группу и легализоваться с ней при какой-нибудь областной филармонии. Хотя Киселёв хотел назвать группу АПРЕЛЕМ, Большев и администрация дворца убедили его взять имя ЗЕМЛЯНЕ - благо, у тех имелось разрешение выступать с концертами и множество регалий за победы на конкурсах и фестивалях.

Соблазнив хорошими инструментами и радужными перспективами музыкантов ОРНАМЕНТА, в то время, пожалуй, наиболее профессионально звучавшей группы Питера, в сентябре 1978 Киселёв вывел на сцену новых ЗЕМЛЯН, в состав которых вошли четыре участника ОРНАМЕНТА: Николай Кудрявцев, вокал, Павел Борисов, бас, Юрий Старченко, клавишные, Алексей Шмаргуненко, синтезатор, звук; к ним присоединились Игорь Романов (экс-РОССИЯНЕ, АПРЕЛЬ), гитара, Виктор Кудрявцев (единственный, кто отметился в старых ЗЕМЛЯНАХ), гитара, вокал, и его жена Вероника Степанова, вокал. Правда, состав оказался нестабильным (что вскоре стало главным бичом группы): ещё до конца осени Борисова сменил универсальный Борис Аксёнов, клавишные, бас, гитара, тоже начинавший в РОССИЯНАХ и АПРЕЛЕ, а Старченко - Константин Плешак (ранее МЕТРОНОМ и ПОСТ). В январе место вернувшегося в ОРНАМЕНТ Кудрявцева занял Игорь Дембовский из ВИА МАГИСТРАЛЬ. Степанова тоже ушла, но осталась без замены.

Заручившись поддержкой известного эстрадного композитора Марка Фрадкина, ряд песен которого, в т.ч. первый записанный ЗЕМЛЯНАМИ на пластинку номер "Красный конь", вошёл в их репертуар, Киселёв, наконец, вывел своё детище на филармонические рельсы. Они не сумели закрепиться в консервативном Ленконцерте, но нашли пристанище в более либеральной филармонии Кемерова, после чего отправились в продолжительное турне по городам Сибири и Урала. Тогда же новым клавишником стал Юрий Дмитренко.

До конца 1979 в рядах ЗЕМЛЯН промелькнули приглашённые вместо ушедшего в армию Аксёнова Олег Гусев (экс-АПРЕЛЬ, РОССИЯНЕ, позже АВГУСТ), клавишный бас, и Геннадий Барихновский (МИФЫ), бас; Сергей Быстров (экс-ЛИРА) занял место Дембовского (позже ФОРСАЖ). Зимой с подачи Барихновского появился гитарист и певец Юрий Ильченко (экс-МИФЫ, МАШИНА ВРЕМЕНИ), а его самого в ЗЕМЛЯНАХ заменил бас-гитарист Александр Титов (экс-СТАЯ). Романов, между тем, ушёл в популярную группу КАКАДУ.

Год спустя Ильченко переманили в ИНТЕГРАЛ, но к ЗЕМЛЯНАМ вернулся Романов, вместе с которым пришёл клавишник и певец Сергей Скачков, узнаваемый голос которого надолго стал торговой маркой группы. Правда, неизменно склонный к манипулированию своими музыкантами Киселёв задвинул Скачкова на второй план, выставив к микрофону более сексапильного Романова. Другой вокалист, Василий Лазаренко (экс-ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ), вообще, исполнял свои партии из-за кулис!

К середине 1981 Киселёв полностью переквалифицировался из барабанщиков в администраторы (хотя продолжал позировать с палочками на телеэкране), и в ЗЕМЛЯНАХ появился техничный барабанщик Андрей "Дрюня" Круглов из Пскова. Группа снялась в советско-французском фильме "Русская зима" и выступила в новогоднем "Голубом огоньке", что стало знаком признания её официозной советской эстрадной элитой.

В марте 1982 Титов и Шмаргуненко ушли в затеянный Олегом Гусевым АВГУСТ, и за бас взялся Виктор Кудрявцев. Позднее в том же году в состав группы влились певец Михаил Кошелев (экс-ФОРВАРД), ритм-гитарист Сергей Васильев и поющий клавишник Александр Донских (экс-АРС, позже ЗООПАРК), занявший место Дмитренко. Потом Кудрявцева позвали в КАЛЕЙДОСКОП, и на бас-гитаре играл или Скачков, или вернувшийся Аксёнов (после армии он успел оставить следы в ДЖОНАТАНЕ ЛИВИНГСТОНЕ и СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК).

После периода стабильности в 1983-1984, состав группы опять начал менять свои очертания: в мае место ушедшего в ДИЛИЖАНС Круглова занял джазмен Валерий Брусиловский (экс-АРСЕНАЛ, КВАДРО); в августе бас-гитаристом стал выпускник музыкального училища Иван Ковалёв (экс-АРГОНАВТЫ, ТЕЛЕ У). Пару поездок с ЗЕМЛЯНАМИ сделал лидер ДИЛИЖАНСА, гитарист Фёдор Столяров. В то же время группа ушла из Кемерова и "перепрописалась" в Калуге.

Всё это время они непрестанно колесили по стране, давая сотни концертов во всех уголках страны, и не сходили с телеэкранов, что позволило группе приобрести огромную популярность. При этом, значительную часть концертных программ ЗЕМЛЯН, по-прежнему, составляли хиты западного хард-рока, тогда как на телевидении была представлена сугубо советская песня.

Тут надо отметить, что в отличие от ВИА старшего поколения, безнадёжно дискредитировавших себя и жанр исполнением банальной лирики, казенными славословиями в адрес партийного истэблишмента и давно набившей оскомину комсомольско-патриотической темой, ЗЕМЛЯНЕ, опираясь на обширный круг композиторов и поэтов-песенников, создали своего рода эрзац рока с новым подходом к текстам, которые, сохранив присущие эстраде асоциальность и безадресность, эксплуатировали либо героико-спортивную тему (каскадёры, гонщики, карате, бокс, дельтапланеризм, космонавты), либо беспроигрышный вариант патетической и псевдо-гражданственной лирики ("Прости, Земля", "Трава у дома" и т.п.).

Конформизм ЗЕМЛЯН сделал их хрестоматийным образцом т.н. "парт-рока", который в 1982-1985 усиленно навязывала молодёжи комсомольская пресса - особенно в этом преуспела ленинградская "Смена" - противопоставлявшая ЗЕМЛЯН находившимся в полуподполье группам Рок-клуба - однако, никакие ухищрения не смогли застраховать их от неизбежного краха, вызванного отсутствием осмысленной творческой программы и неспособностью учитывать реальные изменения музыкального рынка.

Резкий закат ЗЕМЛЯН начался с ухода в октябре 1985 их фронтмэна Игоря Романова и барабанщика Брусиловского, которые тут же собрали свой СОЮЗ. Некоторое время в ЗЕМЛЯНАХ царила неразбериха: на гитаре играл Аксёнов, промелькнуло несколько музыкантов, в т.ч. гитаристы Борис Коргичев (из КАКАДУ) и Владимир Ермолин (ЗАРОК), барабанщики Александр Кулаков (тоже из КАКАДУ) и Сергей Сокур, но единственным, кто пришёлся ко двору, был Анатолий Лобачёв (экс-ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ), клавишные, гитара.

Лишь к осени 1986 группа стабилизировала свой состав: Киселев, Скачков, Аксёнов, Ковалёв, Васильев, Лобачёв плюс новобранцы Юрий Бабенко, гитара, Юрий Жучков, вокал, и Георгий Тонкилиди, барабаны. В конце года Лобачёв ушёл в поп-группу МОДЕЛЬ, а следующей весной воссоединился с Аксёновым в ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОРЕ. Ещё через год собравшего свой ПАРАФРАЗ Ковалёва сменил Александр Кривцов (экс-СОЮЗ), однако, все попытки группы найти новое лицо и избавиться от груза собственных стереотипов успеха не имели, а полная легализация подпольного рока и волна московского металла (КРУИЗ, АРИЯ) окончательно оттеснили ЗЕМЛЯН на обочину популярной музыки.

Тем не менее, группа регулярно представляла музыку СССР на сценах стран соцлагеря: они играли на фестивале "Schlager 87" в Дрездене и на песенном фестивале в Сопоте (1988), а также разогревали монстров рока URIAH HEEP в их первом турне по Советскому Союзу.

В 1988 текущие ЗЕМЛЯНЕ разошлись с Киселёвым и в составе, не имевшем к первоначальной версии группы никакого отношения, продолжали выступать и гастролировать. В 1990 в их составе числились Сергей Скачков, клавишные, вокал, Вячеслав Махренский, гитара, Юрий Левачёв, бас, Владимир Ушаков, барабаны, и Валерий Горшеничев, вокал (последние двое пришли из СОЮЗА).

В том же 1990 они сменили имя на ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС и пару лет колесили по Европе на волне моды на всё пост-советское, но к 1992 пропали из виду. Сменивший Киселёва в должности директора Борис Зосимов создал известную компанию Biz Enterprise, потом российскую версию MTV, а также руководил отечественным отделением концерна PolyGram.

Киселёв в конце 80-х создал свой Музыкальный Центр, включавший десяток эфемерных групп, регулярно менявших свой внешний облик и состав (РУССКИЕ, ПАССАЖИРЫ, ЭВЕРЕСТ, ТОВАРИЩИ, ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ и т.п.), хотя лишь РУССКИЕ с одноименной песней сумели добиться реального успеха на музыкальном рынке. Он также проводил свой фестиваль "Белые Ночи Санкт-Петербурга" и гастроли звёзд западного рока.

В 1994 Сергей Скачков, который спел большинство популярных песен ЗЕМЛЯН в 80-х, реорганизовал группу с молодыми музыкантами и исполняет свой старый репертуар, вызывающий сегодня разве что лёгкое чувство ностальгии по той странной эпохе.

Несмотря на бурную биографию, группа записала не слишком много материала, большую часть которого при желании можно найти на двойном альбоме "Лучшие хиты (1994), позднее выходившем как "Трава у дома" и "Мы - люди" (1996).

Интересно, что оригинальные ЗЕМЛЯНЕ, вынужденно сменив название сначала на XX ВЕК, а потом на АТЛАС, впоследствии вернулись к собственному имени и до сих пор выступают на фестивалях и на ностальгических рок-концертах.
Поиск

RusWebArt - изготовление сайтов © 2006-2018